Стратегические аспекты взаимодействия системы образования Миасского городского округа с бизнес-сообществом обсудили за круглым столом на площадке дома детского творчества "Юность" представители депутатского корпуса, члены Союза промышленных предприятий "За развитие Миасса", руководители системы образования Миасского округа. В разговоре принял участие глава округа Егор Ковальчук.
Исполнительный директора Союза промышленных предприятий, заместитель председателя Собрания депутатов Сергей Сесюнин, открывая заседание "круглого стола", обозначил цель встречи: планировалось подвести итоги сотрудничества предприятий округа с образовательными учреждениями и обсудить проблемы в этой сфере, которые можно было бы решить совместно.
Необходимость сотрудничества системы образования и бизнес-сообщества очевидна: предприятия заинтересованы в грамотных специалистах, качественном обучении детей своих сотрудников и эффективной профориентационной работе начиная с детского сада, образовательные учреждения - в совершенствовании своей материально-технической базы, в чем предприятия могли бы оказать и оказывают помощь.
Начальник управления образования администрации Миасского городского округа Анна Овсянникова в своем выступлении привела примеры плодотворного взаимодействия образовательных учреждений с ведущими предприятиями округа. Так, благодаря поддержке АЗ "Урал" в минувшем году были открыты две лаборатории - в школе № 1 и детском саду № 1, кабинеты технологии, 3D-моделирования. Это позволяет начинать профориентационную работу с детьми еще в дошкольном возрасте. "Бизнес-сообщество сегодня заинтересовано в инвестировании в систему образования, - считает Анна Владимировна. - Возможно, практику подписания соглашений о взаимодействии с предприятиями Миасского округа, которая у нас уже существует, стоит активнее расширять".
В ближайшей перспективе - открытие профориентационных классов в трех школах округа: "космического" в школе № 44, при поддержке Государственного ракетного центра, инженерного в лицее № 6 и педагогического в школе № 21. Кадровый голод сегодня ощущают и образовательные учреждения, несмотря на то что в текущем учебном году к работе приступили 50 молодых педагогов. "Мы благодарны Собранию депутатов и администрации округа за принятое недавно решение о материальном стимулировании педагогов, готовых отработать семь лет в системе образования Миасского округа, - отметила А. Овсянникова, - надеемся, что это позволит частично снять остроту проблемы".
Из выступления А. В. Овсянниковой:
"В 2023 году бюджет системы образования Миасского округа из всех источников финансирования составил более 3,7 миллиарда рублей. Внебюджетных средств в образование было привлечено 169 миллионов".
Социальному партнерству АО "Автомобильного завода "УРАЛ" с учреждениями образования Миасского городского округа и участию в Федеральном проекте "Профессионалитет" было посвящено выступление начальника отдела обучения и развития персонала АЗ "УРАЛ" Екатерины Колосковой. Она рассказала о системе работы завода с учреждениями профессионального образования и вузами, поддержке, которую получают студенты от предприятия в период обучения - это и бесплатное проживание в хостелах, и обеспечение питанием, транспортом.
"На сегодняшний день, - рассказала Е. А. Колоскова, - мы предлагаем своим будущим специалистам возможность "бесшовного" обучения, желающие развиваться и совершенствоваться студенты после среднего специального образовательного учреждения могут продолжить обучение в вузе. Предлагается также вариант обучения по индивидуальному плану, которое можно совмещать с работой на предприятии, пользуясь при этом всеми социальными программами для сотрудников. Совмещать работу с преподаванием могут также мастера производственного обучения".
Екатерина Александровна сообщила участникам "круглого стола", что АЗ "Урал" принял решение выделить в 2024 году 10 млн рублей на организацию технического творчество системы дополнительного образования детей и предлагает разработать совместные с управлением образования проекты в связи с предстоящим в текущем году 80-летием выпуска первого уральского автомобиля.
"Мы также предлагаем организовать для школьников на постоянной основе профпробы, чтобы ребята могли познакомиться со специальностями литейщика, сварщика, токаря, ремонтника, - предложила Е. Колоскова. - Только так можно понять, нравится ли тебе профессия, хочешь ли ты ее освоить".
Сергей Анатольевич Сесюнин свое выступление начал с тезиса о том, что главная миссия образования сегодня - воспитать хорошего человека. Оптимально, если бы для реализации этой миссии был бы построен единый образовательный маршрут - от детского сада до получения профессии, который включал бы в себя и дополнительное образование, и возможность заниматься спортом. При этом, как считает С. Сесюнин, детям необходимо обеспечить современные условия для обучения: "Запрос со стороны родителей на комфортные условия в образовательном учреждении высок. В 2022 году в Миассе открылся новый образовательный центр на 800 учащихся, и сегодня здесь учится более тысячи ребят. Неправильно, если в 21 веке руководители образовательных учреждений должны решать бытовые проблемы вроде замены старых окон или текущей кровли. Помогая создавать условия для детей, мы с гордостью можем говорить о результатах этой работы: в 2023 году 1000 ребят из ДДТ "Юность" стали участниками конкурсов, олимпиад, турниров, хакатонов, в том числе федерального уровня. И 150 из них стали победителями и призерами! Из таких поездок ребята возвращаются другими, это вклад в их будущее и не в последнюю очередь - в воспитание патриотизма".
Одним из основных вопросов "круглого стола" стала профориентационная работа. И, возможно, ключевым фактором ее успеха является повышение престижа профессий, в которых сегодня остро нуждаются как предприятия, так и бюджетная сфера округа, региона и страны. В процессе диалога участники пришли к выводам, что рассказывать о профессиях и предприятиях нужно не только детям, но и их наставникам, и родителям.
Директор Миасского филиала ЧелГУ, депутат Татьяна Викторовна Малькова: "У нас чрезмерный запрос на обучение юристов! Очевидно, что выпускников на получение профессии ориентируют родители".
Директор по взаимоотношениям с общественными и государственными структурами АЗ "Урал" Юрий Валентинович Ефименко: "Нам нужны программы, позволяющие привлекать на практику на предприятия Миасского округа студентов ведущих вузов страны".
Руководитель представительства ЧелПУ в Миассе Фаргат Хадиятович
Хабибуллин: "Начинать нужно с подготовки учителей. Сегодня в городе не хватает около двухсот педагогов, это очень большая цифра!"
Директор школы № 1, депутат Николай Константинович Фельк: "Я помню время, когда престижно было торговать на рынке, сегодня престижно быть блогером. Нужно рассказывать, показывать, фильмы снимать о людях нужным стране профессий. Да, мы в округе их не снимем, но нужно работать над развитием системы профориентационной работы. В каждой школе есть учитель, отвечающий за профориентацию. Давайте начнем с них, покажем, какие в городе есть предприятия, чем они занимаются и что предлагают работникам".
Резюмируя сказанное в ходе "круглого стола", глава округа Егор Ковальчук заметил, что муниципалитет работает в рамках тех инструментов, которыми располагает. Если говорить о дополнительном образовании технической направленности, сейчас это IT-cubы и Кванториумы. В Миассе в ближайшей перспективе - создание Кварториума в школе № 4 и IT-cubа в центральной части города. Работа с родителями и педагогами, по мнению главы округа, однозначно необходима. Как и возрождение практики шефства предприятий над школами и детскими садами на системной основе.
Что касается повышения престижа профессий - это уже уровень государственной политики, и, судя по происходящим в стране событиям, в том числе громким историям с блогерами, соответствующая работа ведется. Меняются и основные ориентиры в системе образования, руководство страны задумалось о необходимости защитить педагогов. Главное - сохранить и продолжить этот курс.
Можно прогнозировать, что по итогам состоявшегося разговора будут предприняты конкретные шаги по развитию сотрудничества миасского бизнес-сообщества и образовательных учреждений округа.