В депутатских комиссиях рассматривается пакет отчетных документов: отчет об исполнении бюджета за 2015 год, за первый квартал 2016-го, отчеты о работе Главы Миасского округа Геннадия Васькова и председателя Контрольно-счетной палаты Татьяны Рыжиковой.
17 мая комиссия по экономической и бюджетной политике рассмотрела заключения на отчет об исполнении бюджета Контрольно-счетной палаты и финансово-экономического отдела Собрания депутатов. Начальник отдела Галина Голышева обратила внимание депутатов на тот факт, что на протяжении трех последних лет снижались затраты бюджета по статьям "Национальная безопасность", "Охрана окружающей среды", "Физическая культура и спорт", и порекомендовала комиссии проанализировать причины этого и обоснованность такого снижения ассигнований. Председатель КСП Татьяна Рыжикова сформулировала ряд рекомендаций администрации по оптимизации работы, направленной на повышение поступлений в бюджет и рациональное расходование средств. Рекомендации следующие:
В целях совершенствования бюджетного процесса в Миасском городском округе предлагается рекомендовать Собранию депутатов округа и Администрации округа:
Для увеличения доходной части бюджета округа:
1. Активизировать реализацию мероприятий, направленных на повышение собственного доходного потенциала округа, в том числе:
1.1. На реализацию резервов увеличения земельного налога и налога на имущество физических лиц:
- по результатам инвентаризации земель округа продолжить формирование земельных участков с различными видами функционального использования для дальнейшего предложения на аукционах по продаже земельных участков в собственность. Для повышения заинтересованности потенциальных инвесторов и повышения уровня доходов бюджета от продажи земельных участков максимально прорабатывать технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- продолжить активное межведомственное взаимодействие с Межрайонной инспекцией ФНС России № 23 по Челябинской области, отделом по Миасскому городскому округу филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области в целях обмена информацией о проблемах, связанных с формированием баз данных объектов недвижимости;
- осуществлять мониторинг применения на практике вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, а также обеспечить представительство при оспаривании размеров кадастровой стоимости участков;
- в целях проведения мониторинга регистрации права собственности на созданные объекты недвижимости или объекты незавершенные строительством обеспечить обособленный учет разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выданных физическим лицам;
- продолжить работу межведомственной комиссии по выявлению объектов, пригодных и используемых для проживания, права собственности на которые не зарегистрированы, или зарегистрированы на меньшую площадь, осуществлять мониторинг регистрации права собственности по итогам работы комиссии;
- продолжить анализ эффективности установленных налоговых ставок и льгот.
1.2. На обоснование дифференцированного норматива отчислений от акцизов в бюджет округа в соответствии с требованиями Закона Челябинской области "О межбюджетных отношениях в Челябинской области", а также Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ":
- проведение инвентаризации автомобильных дорог, вновь созданных после проведенной в 2011 году инвентаризации, с утверждением результатов инвентаризации правовым актом органа местного самоуправления;
- своевременное согласование с органами исполнительной власти Челябинской области уточненных данных о протяженности автомобильных дорог местного значения в округе.
1.3. На реализацию резервов пополнения неналоговых доходов бюджета округа:
- принять меры для осуществления государственной регистрации права собственности округа на эксплуатируемые объекты капитального строительства, построенные за период 2008-2015 годы, осуществить их учет в муниципальной казне и Реестре имущества округа, а также принять меры для получения доходов в бюджет округа от их использования;
- провести выездные проверки использования объектов муниципального имущества, предоставленных по договорам аренды и безвозмездного пользования в целях выявления неэффективного использования или предоставления в пользование третьим лицам без согласования с собственником имущества, для дальнейшего принятия эффективных решений по использованию;
- не допускать при отсутствии экономического обоснования снижения базовых ставок, используемых для расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- формирование земельных участков для предложения на торгах на право заключения договора аренды, имеющих привлекательное целевое использование;
- подготовка предложений по эффективному использованию земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, по которым в результате проведенной в 2015 году инвентаризации и выездного обследования установлен факт неиспользования;
- обеспечить контроль обоснованности и эффективности расходов муниципальных унитарных предприятий, а также эффективности использования ими закрепленного муниципального имущества;
- подготовить и представить в Собрание депутатов округа проект решения о порядке исчисления арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности (вместо ранее принятых Положений, утвержденных решениями Собрания депутатов округа от 24.12.2010г. № 14, от 28.03.2014г. № 10).
1.4. На повышение качества администрирования доходов бюджета округа:
- повышение ответственности администраторов доходов бюджета за исполнение бюджетных полномочий по начислению доходов (в том числе пени), своевременному и качественному учету доходов, проведению сверок с плательщиками;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение задолженности по налоговым и неналоговым доходам.
В целях оптимизации расходов бюджета:
- обеспечить в полном объеме исполнение мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов;
- совершенствовать управление муниципальной собственностью с целью повышения эффективности ее использования. В целях оптимальности использования муниципального имущества и сокращения издержек привлекать учреждения к пополнению материально-технической базы за счет средств от приносящей доход деятельности;
- осуществлять регулярную оценку экономической и социальной эффективности исполнения расходов в рамках целевых программ с отражением достигнутых результатов в отчете об исполнении бюджета округа. Совершенствовать взаимосвязь между затраченными бюджетными ресурсами и полученными результатами при исполнении мероприятий в рамках целевых программ;
- в целях увязки бюджетных расходов с реальной потребностью, для расчета объема субсидий и обоснованности решений об объемах муниципальных услуг, осуществлять ежегодную оценку потребности в предоставлении муниципальных услуг;
- провести анализ причин не полного исполнения запланированных расходов, на основе данного анализа принять решение о сохранении или изменении объемов финансирования, реализации мер по повышению эффективности бюджетных расходов с целью достижения заданных результатов;
- в целях исключения нецелевого и неэффективного использования муниципальных средств принять меры по организации и ведению внутреннего финансового контроля;
- в целях реализации социальных Указов Президента РФ оптимизировать деятельность муниципальных учреждений для привлечения их к софинансированию повышения заработной платы сотрудников за счет внутренних резервов учреждений с привлечением средств от приносящей доход деятельности;
- дальнейшая реструктуризация бюджетной сети в части изменения типа существующих муниципальных учреждений.
Комиссия согласилась с рекомендациями КСП, тем более что многие из них ранее уже обсуждались депутатами. Проект решения об утверждении отчета рекомендован для рассмотрения на ближайшей сессии.
Более детально депутаты остановились на анализе исполнения бюджета за первый квартал текущего года, так как этот бюджет принимался действующим созывом представительного органа. Акцент при рассмотрении представленных документов был сделан на реализацию конкретных программ и мероприятий, направленных на улучшение жизни миасцев.
В целом параметры бюджета по итогам первого квартала таковы: план по доходам исполнен на 23,9 процента от годовых объемов, по сравнению с прошлым годом за этот период рост составил 27,3 процента. Однако поступление налоговых и неналоговых доходов снизилось на 2,3 процента. Рост доходов достигнут за счет межбюджетных трансфертов: из областного бюджета поступило средств на 12 процентов больше, чем в прошлом году. А этот источник обеспечивает 72,3 процента поступлений в бюджет.
На заседании комиссии 17 мая с докладами выступили руководители управлений образования, физкультуры и спорта, а также комитета по ЖКХ, энергетике и транспорту. Директор управления образования Наталья Каменкова отметила в числе прочего, что большое внимание специалистами управления уделяется работе по привлечению средств из областного и федерального бюджета по различным программам и проектам. Преимущество отдается тем, где от муниципалитета требуется минимальное софинансирование. Например, в текущем году, выделив в бюджете всего 5 тысяч рублей на приобретение автотранспорта, из области благодаря этому получили почти 1,8 миллиона рублей. Уже объявлен аукцион на приобретение транспорта. Есть шанс получить по 3-4 миллиона для обустройства стадионов и ремонт спортивных залов в сельских школах № 32, 42, 73, 31, предусмотрев в муниципальном бюджете на эти цели всего 20 тысяч рублей. На открытие дополнительных мест в дошкольных учреждениях при собственных расходах в объеме 900 тысяч из области получено 8,8 миллиона.
Депутаты одобрили такой подход к формированию бюджета системы образования, при этом член комиссии Евгений Субачев предложил ознакомить депутатский корпус и социально ответственных предпринимателей с перечнем таких программ, где требуется минимальное вложение средств с целью привлечения крупных сумм из вышестоящих бюджетов либо грантов. Е. Субачев уверен, что многие состоятельные люди готовы будут внести посильный вклад в реализацию таких проектов.
В то же время, Н. Каменкова отметила, что бюджет на текущие расходы учреждений образования остается весьма напряженным, изначально суммы на текущие расходы были заложены не в полном объеме. Нет средств на проведение медосмотров, капитальные ремонты зданий и помещений.
Не меньше проблем с финансированием и в городском хозяйстве. Однако, как рассказал депутатам первый заместитель главы Миасского округа Александр Качев, за счет привлечения средств из федерального и областного бюджетов, а также инвесторов, удалось сдвинуть с места решение таких давних проблем, как закольцовка газопровода в районе северных поселков округа или замена светильников на улицах Миасса на энергосберегающие. В настоящее время уже объявлен аукцион на право заключения энергосервисного контракта, по условиям которого инвестор должен будет заменить все светильники в Миасском округе, а рассчитываться за эту работу муниципалитет будет в течение нескольких лет за счет экономии на электроэнергии.
Начнет работать инвестиционная программа Миассводоканала, 60 процентов средств на ее реализацию поступят по федеральной программе, а остальные 40 вложит само предприятие. Реализация программы позволит обеспечить кардинально иной уровень надежности систем водоснабжения и водоотведения в округе и качество услуг, оказываемых жителям, причем без существенного роста тарифов для потребителей.
Отчеты Главы округа и председателя КСП приняты к рассмотрению.