25 июля в Миассе побывал с визитом председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Эдуард Тарасов со своей помощницей Евгенией Цыгановой. Представителей регионального контрольного органа принял глава Миасского округа Игорь Войнов.
Поводом для встречи стало обращение к Президенту России Владимиру Путину и в прокуратуру, направленное одним из граждан. В своем обращении заявитель привел данные о нарушениях в расходовании бюджетных средств в Миасском городском округе, выявленных Контрольно-счетной палатой, и просил провести соответствующую проверку.
Собственно, нарушения и были выявлены в ходе проверок, проводимых в плановом порядке контрольно-счетной палатой округа. Итоги контрольной и экспертно-аналитической работы были озвучены председателем КСП Татьяной Рыжиковой на одном из заседаний межведомственной комиссии по противодействию коррупции под председательством Игоря Войнова, а затем обнародованы средствами массовой информации. Прозвучавшие цифры - а КСП выявила за 2013 год нарушений и недостатков на общую сумму 654 миллиона рублей - судя по всему, и стали поводом для обращения к Президенту РФ.
В областную Контрольно-счетную палату, которой было поручено проверить поступивший сигнал, была направлена информация о том, о каких именно нарушениях и недостатках шла речь. Ведь одно дело нецелевое расходование бюджетных средств, подпадающее под Уголовный кодекс РФ, и совсем другое, к примеру, технические ошибки в оформлении документации, которые хоть и не являются существенными, но также фиксируются в обязательном порядке.
По мнению Э. Тарасова, следует внимательно разбираться в сути каждого нарушения и в причинах, их вызвавших. Так, например, в ходе реализации масштабной программы модернизации здравоохранения нередко возникали ситуации, когда для поступающего современного медицинского оборудования не были отремонтированы помещения. Ведь ремонту, согласно закону, предшествует выбор подрядчика на конкурсной основе. А эти процедуры порой затягиваются по вполне объективным причинам. Тем не менее, если оборудование закуплено и не используется в течение какого-то времени - это уже считается неэффективным вложением средств. Очевидно, что ни злого умысла, ни непрофессионализма, ни халатного отношения к обязанностям ответственных чиновников в подобных ситуациях не прослеживается, и нарушение со временем устраняется. Но факт неэффективного вложения средств в отчете КСП будет отражен. В то же время в Челябинской области были примеры и явных злоупотреблений, связанных с реализацией программы модернизации здравоохранения - например, в деле бывшего министра Тесленко. Поэтому, прежде чем давать оценку выявленным нарушениям, необходимо все проанализировать и взвесить. Это замечание Э. Тарасов адресовал как контролирующим органам, так и представителям СМИ, формирующим общественное мнение.
Согласно справке, представленной Т. Рыжиковой для подготовки ответа заявителю, значительная часть выявленных нарушений - в денежном выражении почти на 300 миллионов - была устранена в установленном законом порядке после выданных КСП предписаний. На контроле остается процесс исправления нарушений на сумму около 82 миллионов рублей. Были привлечены к ответственности ряд должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях: по четырем фактам на виновных были наложены административные штрафы, по пяти фактам нарушителей привлекли к дисциплинарной ответственности.
Нарушения на сумму 272,2 миллиона рублей после проведенного анализа были признаны неустранимыми. В их число, например, попало "пропавшее" здание, снос которого несколько лет назад не был задокументирован должным образом, и объект продолжал числиться в муниципальной казне. Нечто подобное произошло и с развалинами автобусов, стоявших некогда на площадке муниципального автопредприятия. После банкротства МУПа новые владельцы территории сдали автохлам в металлолом, но на бумаге продолжали числиться автобусы, не снятые с учета в ГИБДД, и даже транспортный налог город за них продолжал платить. В ситуации, уходящей корнями еще в 2008 год, пытались разобраться правоохранительные органы, куда были направлены материалы проверок, однако за истечением времени отыскать лиц, ответственных за бесхозяйственность, уже не представляется возможным. В возбуждении уголовного дела было отказано.
А вот по поводу закупки котла для котельной МИЗа, произведенной, по мнению КСП, по завышенной цене, переписка с прокуратурой Миасса еще идет и шансы выявить ответственных остаются.
По итогам состоявшегося разговора разъяснения по выявленным КСП нарушениям будут направлены заявителю и в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан.
Э. Тарасов, И. Войнов и присутствовавший на встрече глава администрации С. Третьяков обсудили некоторые вопросы межбюджетных отношений, повышения квалификации муниципальных служащих, ведущих контрольную работу в сфере закупок для муниципальных нужд. Председатель КСП выразил удовлетворение принципиальными подходами к организации работы контрольных органов в Миасском округе, а также тем, что требования нового закона о контрактной системе в сфере закупок по созданию отдельного контрольного органа, в отличие от многих других муниципалитетов, реализованы в Миассе в полном объеме.